На главную






ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ РФ

судебная практика


Научные статьи

Недвижимость:

Ипотека

Приватизация

Долевое строительство


Семейные споры:

Основы семейного права.

Брачный договор

Алименты

Раздел жилого помещения .


Сфера труда:

Основы трудового права.

Трудовой договор

Премиальная форма заработной платы

Трудовой договор


АВТОЮРИСТ:

Комментарий к Правилам дорожного движения.

Все об Автостраховке.

Комментарий к Закону Об обязательном страховании.

Об эвакуации транспортных средств


Уголовное право.

Комментарий к Уголовному кодексу

Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу

Изнасилование.

Протоколы (приложения УПК).


Налоговая энциклопедия
























БЕСПЛАТНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
Rambler's Top100

Конституция, Кодексы, Законы.

Юридические услуги



Практическая налоговая энциклопедия

Практическая налоговая энциклопедия
(Под ред. Брызгалина А.В.)
Том. 4.
Налог на добавленную стоимость
(актуально по состоянию законодательства на февраль 2008 г.)



Глава 1. Законодательство о налоге на добавленную стоимость

С 1 января 2001 года налог на добавленную стоимость исчисляется в соответствии с гл. 21 ч. II Налогового кодекса РФ.

При этом законодательство о НДС в широком смысле состоит из целого ряда правовых актов. Система законодательства о НДС включает в себя следующие акты:

1. Законодательные акты:

- Налоговый кодекс РФ;

- Таможенный кодекс РФ;

- Федеральные законы:

а) Федеральные законы о внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс РФ;

б) Федеральные законы, регулирующие отдельные специфические отношения;

- Международные договоры.

2. Подзаконные акты:

- Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые в предусмотренных законодательством о НДС случаях.

3. Судебные акты:

- Судебные акты Конституционного суда РФ;

- Судебные акты ВАС РФ;

- Судебные акты ВС РФ.

4. Акты разъяснительного характера:

- Разъяснения, письма Минфина РФ и ФНС РФ.

Законодательные акты

1. Налоговый кодекс.

Центральное место в системе нормативного регулирования НДС занимает гл. 21 ч. II Налогового кодекса РФ, в которой непосредственно закрепляется порядок исчисления и уплаты данного налога.

Наряду с этой основной главой необходимо также учитывать гл. 26.1 "Единый сельскохозяйственный налог", гл. 26.2 "Упрощенная система налогообложения", гл. 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности", гл. 26.4 "Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции" ч. II Налогового кодекса РФ, в которых предусматривается особый налоговый режим в отношении НДС.

Часть первая Налогового кодекса РФ имеет двойное значение для исчисления и уплаты НДС.

Во-первых, она применяется по всем общим вопросам, как в отношении НДС, так и в отношении иных налогов (например, права и обязанности налогоплательщиков, порядок проведения налоговых проверок, налоговая ответственность и др.).

Во-вторых, она применяется в тех случаях, когда на нее есть ссылки в гл. 21 ч. II Налогового кодекса РФ.



2. Таможенный кодекс.

Таможенный кодекс РФ регулирует порядок исчисления и уплаты НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.

3. Федеральные законы.

3.1 Федеральные законы о внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс РФ.

Федеральные законы о внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс РФ имеют двойное значение.

Во-первых, они определяют порядок вступления в силу налоговых изменений.

Во-вторых, они закрепляют переходные положения.

Наиболее важными Федеральными законами для целей исчисления НДС являются:

- Федеральный закон от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" (Вводный закон);

- Федеральный закон от 29 мая 2002 г. N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Федеральный закон от 29 мая 2002 г. N 57-ФЗ);

- Федеральный закон от 7 июля 2003 года N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (Федеральный закон от 7 июля 2003 года N 117-ФЗ);

- Федеральный закон от 22 июля 2005 г. N 119-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (Федеральный закон от 22 июля 2005 г. N 119-ФЗ).

- Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мет по совершенствованию налогового администрирования" (Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ).

Вводный закон ввел в действие ч. II Налогового кодекса РФ и непосредственно гл. 21 "Налог на добавленную стоимость". Помимо этого он, в частности, установил специальный порядок для вступления в силу отдельных положений гл. 21 Налогового кодекса РФ, специальный порядок утраты силы отдельных положений Закона РФ от 6 декабря 1991 года N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость", временный порядок исчисления НДС при реализации товаров в Республику Беларусь и др.



Федеральным законом от 29 мая 2002 г. N 57-ФЗ были приняты следующие основные положения:

- изменен порядок освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика;

- установлен новый режим налогообложения по нулевой ставке припасов;

- введена новая дата реализации при неподтвержденном экспорте;

- установлен новый порядок возмещения по СМР;

- установлен новый механизм применения расчетной ставки налога;

- в качестве обязательного реквизита отменена печать на счетах-фактурах и др.

Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 117-ФЗ, вступающим в силу с 1 января 2004 года, были внесены изменения, связанные с текущей корректировкой, вызванной отменой налога с продаж, и с понижением основной ставки НДС с 20 процентов до 18 процентов.

Федеральным законом от 22 июля 2005 г. N 119-ФЗ были приняты принципиальные изменения по наиболее актуальным вопросам, в частности:

- установлен единый для всех метод определения налоговой базы "по отгрузке";

- право на налоговый вычет по НДС возникает с момента его предъявления без учета факта оплаты;

- установлен новый порядок налогообложения СМР для собственного потребления;

- установлен новый порядок восстановления сумм НДС, ранее принятых к зачету.

Также необходимо учитывать, что Федеральным законом от 22 июля 2005 г. N 119-ФЗ предусмотрены специальные нормы, которые регулируют переходные положения. Указанные положения являются нормами прямого действия и находятся только в этом законе, гл. 21 Налогового кодекса РФ они не дублируются.



Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ были приняты следующие принципиальные для всех положения:

- с 2008 года для всех налогоплательщиков налоговым периодом считается квартал;

- с 2007 года устанавливается единый для всех, в том числе для налогоплательщиков, осуществляющих экспортные операции, порядок возмещения налога и др.

3.2 Федеральные законы, регулирующие отдельные специфические отношения.

В качестве примера можно назвать Федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ". В ст. 9 указанного закона было предусмотрено, что если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации. Данное положение широко применялось на практике и действовало до 1 января 2005 года.

4. Международные договоры.

Международные договоры в системе законодательства по НДС можно разделить на две группы:

1) соглашения, предусматривающие взаимные освобождения;

2) соглашения о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле и др.

К первой группе относятся договоры, ссылки на которые содержатся в гл. 21 Налогового кодекса РФ. При этом порядок налогообложения также непосредственно закрепляется в гл. 21 Налогового кодекса РФ. Иными словами, указанные международные договоры подтверждают правомерность применения той или иной нормы гл. 21 Налогового кодекса РФ к соответствующему иностранному субъекту.

Например, в согласно п. 1 ст. 149 Налогового кодекса РФ освобождается от налогообложения предоставление арендодателем в аренду на территории РФ помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в РФ, если такая норма предусмотрена международным договором (соглашением) РФ.

Принятие второй группы международных договоров в основной своей массе было обусловлено образованием независимых государств на постсоветском пространстве. Такие соглашения, в частности, были подписаны с Республиками Молдова, Беларусь, Узбекистан, Азербайджан, Армения, Казахстан, Грузией, Кыргызской Республикой.

Центральное место среди этой группы договоров занимает Соглашение от 15 сентября 2004 года между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг. Указанным документом устанавливается специфический налоговый режим по НДС в отношении взаимной торговли между двумя данными странами. В связи с этим, при осуществлении торговых операций с субъектами Республики Беларусь необходимо в обязательном порядке руководствоваться указанным соглашением.

Подзаконные акты

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, включаются в систему законодательства о НДС, если их принятие было предусмотрено вышеназванными законодательными актами.

При этом данные акты можно условно разделить на три группы:

1) Акты, носящие вспомогательный (информационный) характер;

2) Акты, устанавливающие форму налоговых документов;

3) Акты, направленные на непосредственную реализацию норм законодательного акта.




Судебные акты

Судебные акты (Конституционного суда РФ, ВАС РФ, ВС РФ) включаются в систему законодательства о НДС только в том случае, если они признают недействительными или дают официальное толкование иным актам, входящим в эту систему.

Акты разъяснительного характера

Спецификой законодательства о налогах и сборах, в том числе и законодательства о НДС является тот факт, что порядок применении актов, входящих в эту систему, разъясняется большим количеством писем Минфина РФ и ФНС РФ.

По общему правилу, согласно п. 2 ст. 4 Налогового кодекса РФ Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по контролю и надзору в области налогов и сборов и в области таможенного дела, и их территориальные органы не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов.

Однако, в некоторых случаях правоприменительная практика придает таким разъяснениям официальную силу нормативного акта. В этой связи примечательно решение ВАС РФ от 20.05.2004 г. N 4719/04, в котором было указано, что ходатайство налогового органа о прекращении производства по делу в связи с тем, что обжалуемое письмо не относится к категории нормативных правовых актов, а носит разъяснительный характер, оставлено судом без удовлетворения, так как в тексте письма, не носящего нормативного характера, имеется положение, являющееся, по существу, правовой нормой.

В последнее время (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 14.11.2006 г. N 11253/06) вопрос об обжаловании писем, разъясняющих порядок налогообложения, решается с учетом конкретных полномочий, предоставленных тому или иному государственному органу. В связи с прошедшей реформой системы органов исполнительной власти функциями по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов наделен Минфин РФ. Следовательно, письма ФНС РФ, принятые в последние годы, не могут содержать нормы права, а производство по делу об их обжаловании подлежит прекращению.

Глава 2. Налогоплательщики налога на добавленную стоимость

2.1. Общие положения

1. При определении круга налогоплательщиков НДС, а также иных лиц, имеющих обязанность по уплате, или освобожденных от такой обязанности, необходимо руководствоваться ч. I Налогового кодекса РФ и главой 21 ч. II НК РФ.

Согласно ст. 143 НК РФ налогоплательщиками НДС являются организации и индивидуальные предприниматели, а также лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.


При определении круга налогоплательщиков также необходимо учитывать действие международных актов, а именно, Соглашение от 15 сентября 2004 года между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг.


2. При рассмотрении субъектов, являющихся налогоплательщиками, необходимо также выделять особую группу лиц, которая освобождается от исполнения обязанностей, связанных с исчислением и уплатой НДС в порядке ст. 145 Налогового кодекса РФ.

От налогоплательщиков следует отличать лиц, которые уплачивают НДС в силу его необоснованного предъявления, в порядке п. 5 ст. 173 Налогового кодекса РФ.

Исходя из анализа указанных выше статей, а также иных норм законодательства о налогах и сборах всех субъектов в зависимости от наличия обязанности по уплате НДС можно поделить на четыре группы:

1) налогоплательщики НДС;

2) лица, уплачивающие НДС;

3) субъекты, освобождаемые от исполнения обязанностей налогоплательщика;

4) не налогоплательщики НДС.


2.2. Налогоплательщики внутреннего НДС

2.2.1. Организации и индивидуальные предприниматели

В соответствии со ст. 19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги.

Статья 143 НК РФ возложила обязанность по уплате НДС на организации и индивидуальных предпринимателей. При этом определение указанных понятий должно происходить в соответствии с п. 2 ст. 11 Кодекса.

Так, под организациями понимаются: 1) юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ; 2) иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств; 3) международные организации; 4) филиалы и представительства иностранных и международных организаций, созданные на территории РФ.

Таким образом, организациями-плательщиками НДС являются российские и иностранные юридические лица, международные организации, а также филиалы и представительства иностранных юридических лиц и международных организаций. Перечисленные субъекты являются плательщиками НДС вне зависимости от того, занимаются они коммерческой деятельностью или нет.

К индивидуальным предпринимателям для целей исчисления НДС относятся: 1) физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; 2) главы крестьянских (фермерских) хозяйств.

При этом необходимо отметить, что согласно п. 2 ст. 23 Гражданского кодекса РФ глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, также признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.

До 01.01.2007 г. в соответствии со ст. 11 Налогового кодекса РФ индивидуальными предпринимателями признавались физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты.

В отношении частных охранников следует отметить, что в соответствии со ст. 11 Закона РФ от 11 марта 1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" оказание услуг в сфере охранной деятельности разрешается только предприятиям, специально учреждаемым для их выполнения. Частные охранники, имеющие лицензию на право оказания охранных услуг и осуществляющие свою деятельность на основании трудовых соглашений, заключаемых со службами безопасности организаций (частными охранными предприятиями), являются работниками по отношению к данным организациям. Таким образом, самостоятельными плательщиками НДС в этих условиях они не являются.

В отношении физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, но не зарегистрированных в установленном порядке необходимо учитывать следующие положения. Согласно гражданскому законодательству (п. 4 ст. 23 Гражданского кодекса РФ) данные физические лица не вправе ссылаться в отношении заключенных ими при этом сделок на то, что они не являются предпринимателями.

В налоговом законодательстве предусмотрена аналогичная норма в отношении налоговых обязательств. Так, в ст. 11 Налогового кодекса РФ установлено, что физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства, при исполнении обязанностей, возложенных на них Налоговым кодексом РФ, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.

В связи с этим, налоговое ведомство в письме МНС РФ от 13.05.2004 г. N 03-1-08/1191/15@ в отношении операций по сдаче имущества физическими лицами в аренду разъяснило следующее.

Если налоговый орган сможет доказать в суде, что деятельность физического лица содержит признаки предпринимательской деятельности, то услуги по предоставлению в аренду имущества физическим лицом, подпадающим под определение индивидуального предпринимателя, установленное ст. 11 Налогового кодекса РФ, признаются объектом налогообложения НДС независимо от количества объектов, находящихся в собственности у данного физического лица.

2.2.2. Постановка на налоговый учет

В зависимости от особенностей постановки на учет плательщиков НДС можно разделить на две группы: 1) иностранные организации и 2) иные налогоплательщики.

1. Постановка на учет иностранных организаций в качестве плательщиков НДС осуществляется только по их желанию налоговыми органами РФ на основании поданного ими письменного заявления. Указанные организации встают на учет по НДС в налоговых органах по месту нахождения своих постоянных представительств в Российской Федерации. Форма заявления, а также форма документа, подтверждающего постановку иностранной организации на учет в качестве плательщика НДС, не установлена.

В связи с этим иностранные организации могут использовать заявление произвольной формы, в котором необходимо указать просьбу о постановке на учет в качестве плательщика НДС своего постоянного представительства в порядке ст. 144 Налогового кодекса РФ. При этом от налогового органа также необходимо попросить подтверждение в произвольной форме о том, что данное постоянное представительство иностранной организации состоит на налоговом учете по НДС в порядке ст. 144 Налогового кодекса РФ. Данное подтверждение может быть передано российскому поставщику для разрешения вопроса о неудержании НДС с иностранной организации.

Начиная с 1 января 2006 года согласно п. 3 ст. 144 Налогового органа иностранные организации, имеющие на территории РФ несколько подразделений (представительств, отделений), самостоятельно выбирают подразделение, по месту налоговой регистрации которого они будут предоставлять налоговые декларации и уплачивать налог в целом по операциям всех находящихся на территории РФ подразделений иностранной организации.

Исходя из системного толкования п. 2-3 ст. 144 Налогового кодекса РФ, по нашему мнению, следует, что налог должен уплачиваться по операциям только тех подразделений иностранной организации, которые состоят на налоговом учете по НДС в порядке п. 2 ст. 144 Налогового кодекса РФ. По операциям иных обособленных подразделений НДС должен удерживаться налоговыми агентами.

Следовательно, в случае наличия нескольких зарегистрированных в порядке п. 2 ст. 144 Налогового кодекса РФ подразделений иностранной организации, данный налогоплательщик должен выбрать подразделение, по месту регистрации которого будет сдаваться общая налоговая декларация и уплачиваться НДС. Для этого иностранная организация должна направить уведомление в налоговые органы по месту нахождения своих подразделений, зарегистрированных на территории РФ.

От добровольной постановки иностранных организаций на налоговый учет по НДС в порядке ст. 144 Налогового кодекса РФ необходимо отличать обязательную постановку в порядке ст. 83 Налогового кодекса РФ.

Порядок постановки на учет иностранных организаций в соответствии со ст. 83 Налогового кодекса РФ установлен в Положении об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций (утв. Приказом МНС РФ от 07.04.2000 г. N АП-3-06/124). Исходя из анализа указанных документов следует, что обязательная постановка на учет иностранных организаций осуществляется не в связи с уплатой НДС, а в связи с выполнением налоговой обязанности по налогу на прибыль, налогу на имущество и других налогов.

2. Вторая группа налогоплательщиков, в которую входят российские организации и предприниматели, подлежит обязательной постановке на учет в налоговых органах. При этом такая постановка на учет осуществляется в общем порядке. Никакой специальной постановки на учет по НДС не предусмотрено.

Согласно ст. 83 НК РФ организации подлежат постановке на налоговый учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств, физические лица - по месту жительства.

Для крупнейших налогоплательщиков предусмотрен особый порядок постановки на налоговый учет.

Таким образом, организации подлежат учету в качестве плательщиков НДС по месту своего нахождения либо в специализированной налоговой инспекции. Предприниматели подлежат постановке на учет по месту жительства.

2.2.3. Договор о совместной деятельности
(доверительного управления имуществом)

1. При осуществлении организациями и гражданами деятельности в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) всегда на практике возникал вопрос о том, кто же является плательщиком НДС.

С 1 января 2006 года порядок уплаты НДС при осуществлении операций в соответствии с договором о совместной деятельности регулируется ст. 174.1 Налогового кодекса РФ. Для этого установлены следующие правила.

Плательщиком налога по договору о совместной деятельности (лицом, исполняющим обязанности налогоплательщика) является один из участников договора, который осуществляет ведение общего учет облагаемых операций. При этом ведение общего учета операций, подлежащих налогообложению, возлагается на участника товарищества, которым являются российская организация либо индивидуальный предприниматель. При этом участники договора должны самостоятельно определить лицо, но которое возлагается данная обязанность.

Иными словами, плательщиком НДС по договору о совместной деятельности является российская организация (или индивидуальный предприниматель), на которую (которого) возложена обязанность по ведению общего учета операций, подлежащих налогообложению НДС.

Основными обязанностями плательщика НДС по договору о совместной деятельности являются:

- ведение налогового учета по НДС:

- исчисление и уплата налога;

- заполнение и предоставление налоговой декларации;

- учет, хранение и выставление счетов-фактур;

- ведение раздельного учета поступающего имущества, работ, услуг при осуществлении иного вида деятельности.

В связи с этим, при организации хозяйственной деятельности в рамках договора о совместной деятельности необходимо учитывать следующее.

Во-первых, при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав в соответствии с договором простого товарищества счета-фактуры должны выставляться только тем участником товарищества, которому поручено ведение общего учета облагаемых операций. В данном случае счета-фактуры он выставляет от своего имени.

Во-вторых, налоговый вычет при исчислении НДС в рамках договора простого товарищества также предоставляется только тому участнику товарищества, которому поручено ведение общего учета облагаемых операций. В данном случае счета-фактуры должны выписываться именно на это лицо.

В-третьих, как уже было отмечено ранее, при осуществлении участником товарищества, ведущим общий учет облагаемых операций, иной деятельности право на вычет сумм налога возникает при наличии раздельного учета товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, и имущественных прав, используемых при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества и используемых им при осуществлении иной деятельности.

До 1 января 2006 года глава 21 "Налог на добавленную стоимость" не устанавливала никаких особенностей уплаты НДС в рамках договора о совместной деятельности. Вместе с тем, НДС в рамках совместной деятельности подлежал уплате в общем порядке. При этом само простое товарищество налогоплательщиком не становилось. Обязанность по уплате НДС в рамках договора о совместной деятельности возникала в том случае, если участники договора являлись плательщиками НДС. Данное положение стало особенно актуальным с 1 января 2001 года, когда физические лица - предприниматели тоже стали плательщиками НДС. Следовательно, при заключении договора простого товарищества между организациями и предпринимателями каждый из участников сам по себе уже является плательщиком НДС.

При этом необходимо отметить, что заключение договора о совместной деятельности с целью осуществления предпринимательской деятельности между обычными физическими лицами, с одной стороны, и организациями и предпринимателями - с другой, запрещено гражданским законодательством. Так, согласно п. 2 ст. 1041 Гражданского кодекса РФ сторонами договора простого товарищества, заключаемого для осуществления предпринимательской деятельности, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации.

Также следует отметить, что включение в состав участников договора о совместной деятельности организации или индивидуального предпринимателя, которые получили освобождение от уплаты НДС, не является основанием для освобождения от уплаты НДС в рамках данного договора. Указанные освобождения носят индивидуальный характер и не могут распространяться на облагаемые обороты всей совместной деятельности.

2. С 1 января 2006 года порядок уплаты НДС при осуществлении операций в соответствии с договором доверительного управления имуществом регулируется также ст. 174.1 Налогового кодекса РФ.

Плательщиком НДС по договору доверительного управления является доверительный управляющий.

При реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав в соответствии с договором доверительного управления имуществом доверительный управляющий обязан выставить от своего имени соответствующие счета-фактуры.

Налоговый вычет по товарам (работам, услугам) и по имущественным правам, приобретаемым в соответствии с договором доверительного управления имуществом, предоставляется только доверительному управляющему при наличии счетов-фактур, выставленных на имя доверительного управляющего.

При осуществлении доверительным управляющим иной деятельности право на вычет сумм налога возникает при наличии раздельного учета товаров (работ, услуг), и имущественных прав, используемых при осуществлении операций в соответствии с договором доверительного управления имуществом и используемых им при осуществлении иной деятельности.

2.3. Налогоплательщики по Соглашению
с Республикой Беларусь

1. Особый порядок исчисления и уплаты НДС предусмотрен Соглашением от 15 сентября 2004 года между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, а также Положением о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (приложение к вышеназванному Соглашению).

Согласно указанным актам российские налогоплательщики (российские организации и индивидуальные предприниматели) становятся налогоплательщиками НДС в двух случаях: при экспорте и при импорте товаров.

В отношении экспорта (импорта) работ и услуг порядок взимания НДС должен быть оформлен отдельным протоколом. До его принятия данный вопрос регулируется национальным законодательством.

2. Налогоплательщиками при импорте товаров из Республики Беларусь являются российские организации и индивидуальные предприниматели, в том числе применяющие специальные налоговые режимы:

- которые ввозят товары, произведенные в Республике Беларусь, по контракту с плательщиками налогов Республики Беларусь (налогоплательщики при купле-продаже);

- которые ввозят продукты переработки, произведенные в Республике Беларусь, по контракту с переработчиком-плательщиком налогов Республики Беларусь (налогоплательщики при переработке).

3. Налогоплательщиками при экспорте товаров в Республику Беларусь являются российские организации и индивидуальные предприниматели, которые вывозят товары, произведенные в РФ, по контракту с плательщиками налогов Республики Беларусь.

При этом они применяют налоговую ставку 0% в случае документального подтверждения экспорта. Если экспорт не подтверждается, то уплачивается сумма НДС по общим налоговым ставкам.

2.4. Лица, уплачивающие НДС

Ко второй группе субъектов, имеющих отношение к НДС, относятся субъекты, которые не являются налогоплательщиками НДС, но которые обязаны его платить. Юридического определения указанных лиц не существует, это условное понятие.

К указанным субъектам относятся лица, обязанные уплачивать НДС в соответствии с п. 5 ст. 173 Налогового кодекса РФ (далее в настоящем разделе - плательщики).

По своему правовому статусу, по порядку применения ответственности или начисления пени плательщики НДС существенно отличаются от налогоплательщиков.

В соответствии с п. 5 ст. 173 Налогового кодекса РФ НДС уплачивается в бюджет следующими лицами в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога:

1) лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога;

2) налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению.

Иными словами, плательщиками НДС по данному основанию могут являться: а) налогоплательщики НДС, осуществляющие операции, освобождаемые от налогообложения (ст. 149 НК РФ); б) лица, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика (ст. 145 НК РФ); в) не налогоплательщики (лица, применяющие специальные налоговые режимы и др.). При этом, для того чтобы перечисленные лица стали плательщиками НДС, они должны выписать своим покупателям товаров (работ, услуг) счет-фактуру с НДС.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, будет определяться как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг). При этом никакого права на налоговые вычеты не возникает.

Согласно п. 4 ст. 174 Налогового кодекса РФ уплата налога плательщиками НДС осуществляется по итогам каждого налогового периода исходя из соответствующей реализации товаров (работ, услуг) за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. При этом следует отметить, что налоговый период непосредственно для указанных лиц не установлен.

Арбитражная практика

Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26.03.2007 г. по делу N А17-1765/5-2006.

По его мнению налогового органа, если Предприниматель, являющийся налогоплательщиком единого налога на вмененный доход, выставляет своим покупателям счета-фактуры с указанием налога на добавленную стоимость и не уплачивает данную сумму налога в бюджет, то с него взыскивается не только неуплаченная сумма налога, но и соответствующие суммы пеней и штрафа. Инспекция доказала правомерность доначисления налогоплательщику 1987 рублей единого налога на вмененный доход.

Суд первой инстанции исходил из того, что поскольку лица, обязанные перечислять суммы налога на добавленную стоимость в рамках положений п. 5 ст. 173 Налогового кодекса РФ, не являются ни налогоплательщиками, ни налоговыми агентами, неуплаченная сумма налога на добавленную стоимость, указанная в счетах-фактурах, не является задолженностью налогоплательщика в значении, придаваемом налоговым законодательством, в связи с чем на нее не начисляются пени и штрафы.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятого судебного акта.

В силу подп. 1 п. 5 ст. 173 Кодекса сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога.

Вместе с тем ответственность за неуплату налога, установленная в п. 1 ст. 122 Кодекса, может быть применена только к налогоплательщику.

Согласно ст. 75 Кодекса пенями признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Из содержания названной нормы Кодекса следует, что пени как мера обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов (сборов) применяется к налогоплательщикам (плательщикам сборов) и налоговым агентам и не подлежит применению к лицам, не признаваемым плательщиками налога на добавленную стоимость, в случае нарушения ими требований п. 5 ст. 173 Кодекса.

Таким образом, на основе рассмотренного дела можно сделать следующие выводы.

Если организация или индивидуальный предприниматель, применяющие специальные налоговые режимы, выставляет своему покупателю счет-фактуру с указанием НДС и не уплачивает данную сумму налога в бюджет, то с него взыскивается указанная сумма налога.

Взыскание штрафа по ст. 122 Налогового кодекса РФ в данном случае неправомерно. При этом не имеет значения, по какой причине счета-фактуры выставляются с НДС (умышленно или ошибочно). Так, при рассмотрении другого дела (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-западного округа от 21.05.2002 г. по делу N А05-12547/01-692/18) было установлено, что организация ошибочно выделяла в счетах-фактурах суммы НДС, однако суд разрешил данный спор в аналогичном порядке.

Взыскание пени также неправомарно, поскольку согласно п.п. 1, 7 ст. 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в более поздние, по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах, сроки.

Однако, как уже было рассмотрено ранее, рассматриваемые организации и индивидуальные предприниматели не являются ни налогоплательщиками, ни налоговыми агентами.

2.5. Освобождение от исполнения обязанностей плательщика
внутреннего НДС

Освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС предусмотрено ст. 145 Налогового кодекса РФ. Данный механизм является абсолютно новым, не имеющим аналогов, в российском законодательстве по налогам и сборам. Более того, после изменений и дополнений, внесенных 29 мая 2002 года, порядок получения освобождения существенно упростился. По своей сути данное освобождение является разновидностью льготы для отдельных категорий налогоплательщиков. В отличие от налогоплательщиков НДС субъекты, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, налог не уплачивают. Однако, в отличие от не плательщиков НДС, указанные лица обязаны периодически подтверждать право на полученное освобождение.

2.5.1. Субъекты, подлежащие освобождению

Правом на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС обладают организации и индивидуальные предприниматели, которые имеют небольшую сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг).

Освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС является правом налогоплательщиков.

Условием данного освобождения является установленный размер выручки от реализации товаров (работ, услуг).

Вместе с тем, вне зависимости от размера выручки не имеют права на указанное освобождение лица, реализующие подакцизные товары, в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев.

К подакцизным товарам, в частности, относятся: алкогольная продукция, пиво, табачная продукция, автомобили легковые, автомобильный бензин и т.д. Перечень подакцизных товаров установлен в ст. 181 Налогового кодекса РФ.

Следовательно, организации и индивидуальные предприниматели, реализующие данные товары, не имеют права на освобождение от исполнения обязанности по уплате НДС.

При этом необходимо учитывать, что в соответствии с Определением Конституционного суда РФ от 10.11.2002 г. N 313-О лица осуществляющие одновременную продажу как подакцизных товаров, так и иной продукции, имеют право на освобождение от НДС по этой иной продукции при осуществлении раздельного учета.

2.5.2. Основание для освобождения

Основанием для освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика является условие, согласно которому выручка от реализации товаров (работ, услуг) за три предшествующих последовательных календарных месяца без учета НДС не превысила в совокупности двух миллионов рублей. До 1 января 2006 года данный показатель составлял один миллион рублей.

В связи с этим возникает вопрос о подсчете выручки в переходный период (с октября 2005 года по февраль 2006 года).

По нашему мнению, налогоплательщики вправе воспользоваться новым размером лимита для получения освобождения с 1 января 2006 года (при этом подсчет ограничения должен осуществляться за октябрь-декабрь 2005 года исходя из двух миллионов). Если налогоплательщик желает получить освобождение с февраля 2006 года, то подсчет лимита должен осуществляться за ноябрь-декабрь 2005 года и январь 2006 года также исходя из двух миллионов.

Глава 21 Налогового кодекса РФ не содержит определения "выручки от реализации".

Вместе с тем, в п. 2.2 Методических рекомендаций даны следующие разъяснения.

Во-первых, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) определяется в соответствии с учетной политикой для целей исчисления НДС ("по отгрузке" или "по оплате").

С 2006 года применяется только один метод "по отгрузке". При этом данные переходной базы для тех налогоплательщиков, которые ранее применяли метод "по оплате, предусмотренные ст. 2 Федерального закона от 22 июля 2005 г. N 119-ФЗ, по нашему мнению, учитываться не должны.

Во-вторых, при подсчете выручки учитывается выручка от реализации как облагаемых (в том числе по налоговой ставке 0 процентов), так и необлагаемых товаров (работ, услуг), в том числе от реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория РФ (в соответствии со ст. 147 и ст. 148 НК РФ).

В-третьих, при определении выручки от реализации не учитываются:

- выручка, полученная по операциям, облагаемым единым налогом на вмененный доход по определенным видам деятельности;

- суммы денежных средств, перечисленные в ст. 162 Налогового кодекса РФ, включая средства, полученные в виде санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение договоров (контрактов), предусматривающих переход права собственности на товары (работы, услуги);

В связи с отменой подп. 1 п. 1 ст. 162 Налогового кодекса РФ с 2006 года при подсчете размера выручки от реализации также не должны учитываться суммы оплаты, частичной оплаты, полученные в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг).

- реализация товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе;

- операции, перечисленные в подп. 2-4 п. 1 и п. 2 ст. 146 Налогового кодекса РФ;

- операции, осуществляемые налоговыми агентами в соответствии со ст. 161 Налогового кодекса РФ.

2.5.3. Порядок освобождения

Лица, претендующие на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, представляют в налоговый орган по месту своего учета соответствующее уведомление и документы, подтверждающие право на такое освобождение.

Указанные уведомление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица претендуют на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика.

Например, организация желает получить освобождение, начиная с марта месяца. Для этого она должна подать заявление и соответствующие документы не позднее 20 марта. При этом исчисленная в установленном порядке выручка от реализации за декабрь, январь и февраль не должна превышать 2 миллиона рублей.

Форма уведомления об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, утверждена приказом МНС РФ от 04.07.2002 г. N БГ-3-03/342 "О статье 145 части второй Налогового кодекса РФ".

Перечень документов, необходимых для предъявления в налоговые органы закреплен в п. 6 ст. 145 Налогового кодекса РФ. В соответствии с указанной нормой индивидуальные предприниматели предоставляют:

- выписку из книги продаж (за предшествующие три месяца);

- выписку из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (за предшествующие три месяца);

- копию журнала полученных и выставленных счетов-фактур (за предшествующие три месяца).

Организации представляют следующие документы:

- выписку из книги продаж (за предшествующие три месяца);

- выписку из бухгалтерского баланса;

- копию журнала полученных и выставленных счетов-фактур (за предшествующие три месяца).

При этом необходимо отметить, что Налоговый кодекс РФ не уточняет какую именно выписку из бухгалтерского баланса и за какой период должны предоставлять организации.

Уведомление и соответствующие документы могут передаваться индивидуальными предпринимателями и организациями непосредственно в налоговый орган или по почте заказным письмом. В последнем случае днем их представления в налоговый орган считается шестой день со дня направления заказного письма.

Таким образом, начиная с 1 июля 2002 года (вступление в силу ст. 145 НК РФ в ред. Закона от 29.05.2002 г.) разрешительный характер получения освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика сменился на уведомительный.

Следовательно, если организация или индивидуальный предприниматель представят соответствующее уведомление и документы будут соответствовать критериям, указанным в ст. 145 Налогового кодекса РФ, то они автоматически пользуются освобождением. Все требования со стороны налоговых органов о предоставлении каких-либо иных документов для получения освобождения не обоснованы.

Камеральная проверка с возможным истребованием иных документов будет проводиться по прошествии периода, в течение которого данное освобождение применялось.

2.5.4. Предмет освобождения

Согласно п. 3 ст. 145 Налогового кодекса РФ освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика не применяется в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на таможенную территорию РФ, подлежащих налогообложению в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ.

Следовательно, лица, освобожденные от исполнения обязанности по уплате НДС, не исчисляют данный налог по следующим операциям:

- при реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе их безвозмездной передаче (выполнении, оказании);

- при передаче на территории РФ товаров (выполнении работ, оказании услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на доходы организаций;

- при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления.

Освобождение от исполнения перечисленных обязанностей по уплате НДС предоставляется на 12 календарных месяцев.

В связи с применением с 1 января 2003 года новой упрощенной системы налогообложения некоторые налоговые органы запрещали организациям и индивидуальным предприятиям, у которых не истек двенадцатимесячный срок освобождения по ст. 145 Налогового кодекса РФ, переходить на упрощенную систему налогообложения. В случае такого перехода налоговые органы требовали с налогоплательщиков доплатить за счет собственных средств суммы НДС за все используемые месяцы освобождения. Представляется, что данная практика не основана на действующем законодательстве. Право на переход субъектов на упрощенную системы налогообложения не ограничено применением режима, предусмотренного ст. 145 Налогового кодекса РФ. Аналогичной позиции придерживается и налоговое ведомство. Так, в письме МНС РФ от 24.03.2003 г. N ВГ-6-03/337@ "О порядке исчисления налога на добавленную стоимость лицами, использующими право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, при их переходе на упрощенную систему налогообложения" разъяснено, что плательщики налога на добавленную стоимость, использующие освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со статьей 145 Кодекса, при переходе на упрощенную систему налогообложения до истечения 12 месяцев от начала использования права на освобождение, суммы налога на добавленную стоимость за период, в котором они использовали право на освобождение, не восстанавливают.

Помимо этого необходимо иметь в виду, что применение ст. 145 Налогового кодекса РФ освобождает организации и предпринимателей только от исполнения обязанности по уплате НДС в качестве налогоплательщика. В качестве налоговых агентов данные субъекты должны исполнять свои обязанности в общем порядке.

С момента появления ст. 145 Налогового кодекса РФ одним из спорных вопросов являлся вопрос о наличии обязанности по сдаче налоговой декларации в период применения освобождения. Налоговые органы до рассмотрения дела в Высшем арбитражном суде РФ 13 февраля 2003 года считали, что декларация сдается и в этом случае.

Так, согласно абз. 8 п. 3 ранее действовавшей Инструкции по заполнению декларации по налогу на добавленную стоимость и декларации по налогу на добавленную стоимость по операциям, облагаемым по налоговой ставке 0 процентов (утв. приказом МНС России от 21.01.2002 N БГ-3-03/25), организации и индивидуальные предприниматели, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога в соответствии со статьей 145 Налогового кодекса РФ, должны были ежеквартально представлять отдельные листы налоговой декларации.

Однако, гл. 21 Налогового кодекса РФ не устанавливает такой обязанности. Следовательно, требование налоговых органов в этой части необоснованно.

Решением ВАС РФ от 13.02.2003 г. N 10462/02 абз. 8 п. 3 Инструкции по заполнению декларации по налогу на добавленную стоимость и декларации по налогу на добавленную стоимость по операциям, облагаемым по налоговой ставке 0 процентов в части, обязывающей организации и индивидуальных предпринимателей, освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, в соответствии со статьей 145 Налогового кодекса РФ, ежеквартально представлять титульный лист декларации, приложение "В" (в части операций, совершенных налогоплательщиком, использующим право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, в соответствии со статьей 145 Кодекса) и приложение "Г" признан недействующим.

2.5.5. Прекращение права на освобождение

Право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика может прекращаться в законном порядке либо в силу нарушения установленных условий. При этом в законном порядке право на освобождение прекращается либо в добровольном порядке, либо в обязательном порядке.


1. Прекращение права на освобождение в добровольном порядке.

Организация или индивидуальный предприниматель, полностью использовавший двенадцатимесячный срок, вправе не продлять действие освобождения на следующий период.

Фактически указанное положение означает, что организации и индивидуальные предприниматели прекращают применение права на освобождение в добровольном порядке только с истечением срока, на который указанное освобождение предоставляется (12 месяцев).

Так, в п. 4 ст. 145 Налогового кодекса РФ установлено, что организации и индивидуальные предприниматели, получившие право на освобождение (освобождение получается путем направления соответствующего уведомления и документов), не могут в добровольном порядке отказаться от этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев.

Далее >>>>>>>>>>>>

Образцы документов

1. Договоры
2. Исковые заявления
3. Доверенности
4. Учредительные документы
5. Адреса мировых судов г.Челябинска
6. Адреса районных судов г.Челябинска
7. Арбитражный суд Челябинской области
8. Адрес Челябинского областного суда


Юридические услуги в сфере автострахования, ДТП, Судебных разбирательств со страховыми компаниями.

Юридические услуги представителя в суде по гражданским делам

Юридические консультационные услуги консультации: по эл. почте, по телефону, выездные.

Юридические услуги для организаций. Абонентское обслуживание, Арбитражный процесс и пр.

Регистрация и ликвидация юридических лиц различной правовой формы.

Юридические услуги: составление исковых заявлений, договоров иных документов.

Юридические Услуги в сфере защиты прав потребителей.

Юридические Услуги в семейном праве. Оформление наследства, опека и попечительство. Бракоразводный процесс.

Юридические Услуги в сфере недвижимости. Регистрация, сопровождение сделок, приватизация и пр.

Челябинск 2014
Юридическая компания "Форлекс", 454048 г.Челябинск, ул.Доватора, д.48 оф.410
Тел.: 8 (351) 230-66-90, 248-48-86, 248-28-68
pravo174@bk.ru